• 1 мин. чтения

Ученые из Челябинска разработали новый бетон для строительства в Арктике

Ученые из Челябинска разработали новый бетон для строительства в Арктике

Челябинские ученые изобрели бетон для Арктики, морозостойкий и сверхпрочный. Не разрушается такой больше 100 лет. Опытные образцы испытывали при температуре минус 50 градусов. Теперь «чудо-материал» готовы запустить в производство.

В этой лаборатории никаких пробирок или колб. Только пятьдесят оттенков серого. Бетонные кубики, как ступеньки эволюции морозостойкого, особо прочного материала. Ради создания идеального серого вещества, говорит ученый Кирилл Шулдяков, он извел несколько КамАЗов песка и щебня. За свой бетон ученый ручается: он и в огне не горит, и в воде не растворяется, в холодильнике и то не трескается. Весь секрет, говорит ученый, в особых наночастицах. Именно они придают материалу особую прочность.

Однако получить правильный состав — полдела. Чтобы доказать, насколько уникален новый бетон, нужно провести десятки и даже сотни краш-тестов. После того, как бетон готов, его начинают испытывать: кладут под пресс, высушивают в печи и даже сгибают. «Сейчас у нас растет нагрузка. Скорость 4 кН на метр, это довольно много. И она будет увеличиваться, пока образец не разрушится», — добавляет изобретатель. Опыты показали, что один маленький кубик может выдержать заполненный самолет. Он не разрушится в условиях суровой Арктики и останется невредимым даже глубоко в море. Притом, не год-два, а столетия. Чего уж говорить о суше.

Строить из такого бетона можно практически вечные дома, дороги и мосты. И это не шутка. «Любые сооружения. Но, конечно, лучше его использовать для наиболее важных объектов: мосты, путепроводы, взлетные полосы, порты», — говорит Борис Трофимов, профессор кафедры «Строительные материалы и изделия» ЮУрГУ.

Однако после того, как южноуральские ученые вывели формулу нового бетона, работа не остановилась. Ее продолжают совершенствовать как художники, внося в произведение научного искусства последние штрихи. Разработкой уже заинтересовались челябинские заводы. Один из них даже готов выпустить пробную партию дорожных плит специально для Крайнего Севера.