На днях Дмитрий Рогозин порадовал российскую общественность отличной новостью, заверив, что авиационный мотор ПД-14, созданный российскими разработчиками, уже востребован авиационной промышленностью и выведет отечественные лайнеры на международный уровень:
«В итоге по мере создания и испытаний данного мотора мы выйдем на лайнер пассажирский, который абсолютно точно будет не менее конкурентоспособным, чем Boeing и Airbus.»
Рогозин Дмитрий Олегович
Такое смелое утверждение вице-премьер сделал не на пустом месте. Ранее авиационные компании указывали на меньшую топливную эффективность российских пассажирских самолетов: для полета на одно и то же расстояние отечественным лайнерам требовалось больше топлива, чем иностранным. В ПД-14 же, как ожидается, эта проблема будет устранена.
«ПД-14» расшифровывается как «Перспективный двигатель тягой 14 тонн», но разработчики называют и альтернативный вариант: «Пермский Двигатель образца 2014 года» (изначально запланированное окончание основного этапа разработки). Разрабатывается он с 2008 года на базе двигателя ПС-12, демонстрационная модель была готова в 2012 году.
Технически ПД-14 — это турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с безредукторным приводом вентилятора и с раздельным истечением потоков из наружного и внутреннего контуров.
Цели у разработчиков двигателя амбициозные: завоевание более 10 % рынка турбовентиляторных двигателей в классе тяги 7-18 тонн, снижение удельного расхода топлива на крейсерском режиме на 10-15 % по сравнению с современными двигателями аналогичного класса тяги и назначения для всех двигателей семейства, снижение эксплуатационных расходов на 14-17 %, а также стоимость жизненного цикла на 15-20 % меньше, чем у конкурентов.
Особенностью проекта является разработка сразу целого семейства турбовентиляторных двигателей с тягой на взлёте от 9 до 18 тонн: изначально заявлена линейка моделей ПД-14А, ПД-14, ПД-14М, ПД-10, ПД-18Р. Основное предназначение — использование на самолётах МС-21-200/300/400, ПД-18Р также может быть применяться на Ту-214. В дальнейшем возможна разработка модификаций с тягой до 20 тонн и выше.
Уже сейчас ПД-14 интересует иностранные авиакомпании.
Понятно, что двигатель сам по себе не летает, и здесь отечественным конструкторам также есть что показать. Причём проблема решается системно — помимо разработки нового самолёта, тактически применяются готовые решения. Дмитрий Рогозин поясняет:
В период до создания стратегически нового пассажирского самолета… у нас появляется Ил-96-400, который может закрыть основные наши нужды как по дальнемагистральным полетам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные поездки в курортный сезон в те страны, куда нужны большие „эйрбасы“. …За счет перекомпоновки пассажирских кресел это приводит к тому, что в экономическом варианте будет не менее 400 кресел, и тогда нагрузка на одно кресло по топливу изменяется и мы точно вписываемся в жесткие требования авиакомпаний.
Рогозин Дмитрий Олегович
Таким образом, после модификации Ил-96-400 будет вполне пригоден для импортзамещения в дальнемагистральных и чартерных полетах, пока на рынок не выйдет новый лайнер.
Стоит отметить, что ИЛ-96-300 не смог выдержать конкуренции именно из-за низкой топливной эффективности и с апреля 2014 года «Аэрофлот» вывел из эксплуатации все самолеты этой модели.
«Политическая Россия» уже писала про Ил-96-400, который обеспечит потребности России в секторе дальнемагистральных самолетов:
«Зампред правительства РФ уделил особое внимание производству Ил-96-400, представляющего собой удлиненный почти на 10 метров ‘вариант’ Ил-96-300. За счет перекомпоновки кресел в салоне будет 370 (при наличии бизнес-класса) или более 400 мест (эконом-вариант). Инженеры и конструкторы решают проблему топливной неэффективности отечественных самолетов, разрабатывая двигатель мощностью 35 тонн тяги на базе ПД-14».
Кроме того, используется подход изначального учёта будущих модификаций: ПД-14 разрабатывается сразу как модельный ряд, к тому же Ил-96−400 будет иметь не только пассажирскую модификацию – на его базе скоро будет пущен в серию транспортный Ил-96−400Т, который будет эксплуатироваться также и в военной авиации.
На видео — посадка Ил-96-400Т б/н 96104 на аэродром в Воронеже:
Кроме того, Министерство обороны заинтересовалось модификацией Ил-96−400ТЗ, который представляет из себя самолет-топливозаправщик. Если использующийся с конца 70-х годов Ил-78М-90 имеет дальность 3 тыс. км и переносит до 40 тонн горючего, то новый самолёт будет иметь дальность 3,5 тыс. км и возможность переносить до 65 тонн топлива.
Таким образом, российские разработчики и производственники работают в системе, изделия заранее планируются как элементы единой системы, при этом техническое задание даётся сразу с пониманием необходимости импортозамещения, что очень правильно.
При этом не забыты и межрегиональные полеты: для них планируется использовать Ил-114, который закроет нишу перевозок на расстояние до 1,5 тыс. км и сможет брать на борт до 70 пассажиров. При этом самолёт разрабатывается с учётом возможности посадки не только на аэродромную полосу, но и на грунт, снег и лёд.
Все эти новости лишний раз подтверждают – Россия закрепилась в высшей авиационной лиге всерьёз и надолго.