• 1 мин. чтения

Ледокольный флот пробивает России путь в лидеры Арктического региона

Ледокольный флот пробивает России путь в лидеры Арктического региона

Значение арктических акваторий для России будет только возрастать

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 26 июля 2016 года состоялась торжественная церемония закладки второго серийного атомного ледокола «Урал» проекта 22220. Всего в рамках проекта планируют ввод в эксплуатацию трех судов – помимо «Урала» это ледоколы «Арктика» и «Сибирь». При их строительстве применяют технологии, которые ранее никогда не использовали в атомном флоте. Так, двойная осадка с регулируемой глубиной погружения предоставит возможность проводить караваны судов во льдах, как мировом океане, так и в устьях рек, а новый атомный реактор позволит более полугода не заходить в порт на перезарядку.

Строящиеся суда должны прийти на смену действующим атомоходам: на сегодня в строю остались четыре ледокола, и один находится в резерве, однако их технические возможности практически исчерпаны. К 2017 году в рабочем состоянии могут остаться лишь два судна. Поэтому новые корабли планируют сдать в эксплуатацию уже в ближайшие годы – в 2017, 2019 и 2020.

Атомные ледоколы в настоящее время являются ключом к освоению Арктики. Главное преимущество таких судов – автономность плавания, которая составляет несколько месяцев без захода в порт для перезарядки. Понимание этого есть во всех арктических государствах, однако кораблями такого класса на сегодня обладает только Россия.

Ледокольный флот России представлен 38 морскими судами, из которых 7 – атомные, и является крупнейшим в мире. Другие арктические страны ни в настоящее время, ни в ближайшие годы не смогут состязаться с Россией по количеству и качеству ледокольных ресурсов. Так, США обладают всего тремя тяжелыми дизель-электрическими ледоколами (в ведении береговой охраны), два из которых эксплуатируют уже на протяжении 30 лет. При этом мощность американских ледоколов намного меньше российских. Сложившийся диспаритет вызывает озабоченность у некоторых представителей американских властей. В 2015 году командующий береговой охраны П.Цукунфт на вопрос о соперничестве России и США в Арктике отметил: «Мы сегодня даже не находимся в одной лиге с Россией». В этой связи в настоящий момент власти США рассматривают вопрос о выделении 9 млрд. долларов на нужды береговой охраны, в том числе на строительство еще двух неатомных ледоколов. Однако даже такая мера вряд ли позволит американцам существенно сократить отставание от России.

  Третий летный опытный образец вертолета Ка-62

Канадский ледокольный флот также значительно уступает российскому по количеству работоспособных единиц. Из 17 дизель-электрических ледоколов функционируют лишь 3-4, у остальных подошел к концу срок эксплуатации. Правительство Канады объявило о выделении 550 млн долл. в целях замены флагманского судна «CCGS Louis S. St. Laurent», в планах также производство четырех военных ледоколов1.

Примерно такая же ситуация сложилась в скандинавских странах. Швеция, как и Финляндия, обладает 7 ледоколами, Дания – 4, Норвегия – 1. По одному судну также имеет ряд неарктических государств: Китай, Южная Корея, Германия.

В этих условиях расширение отечественного атомного ледокольного флота следует рассматривать как средство закрепления лидирующих позиций России в области освоения Арктики. По справедливому утверждению главы корпорации «Росатом» Сергея Кириенко, строительство новых ледоколов имеет принципиальное значение «для обороноспособности нашей страны, для конкурентоспособности с точки зрения транзита Северному морскому пути (далее – СМП), и по освоению уникальных природных ресурсов шельфа на севере».

Действительно, атомный ледокольный флот России играет ключевую роль в обеспечении защиты национальных интересов страны в Арктике. В условиях политической нестабильности в мире в целом и на Ближнем Востоке в частности, а также постоянных региональных конфликтов в непосредственной близости от черноморских проливов, СМП является безальтернативным маршрутом, предоставляющим доступ в Мировой океан для стратегических Военно-морских сил России. Сегодня наша страна восстанавливает свое военное присутствие в Арктике, однако боевые корабли не способны действовать в арктических широтах без мощного ледокольного сопровождения, поскольку толщины их бортов не хватает для защиты от льда. Руководство Вооруженных сил России в дальнейшей перспективе планирует создание флота военных ледоколов и ударных кораблей ледового класса, способных пробивать путь во льдах толщиной до 2 м. на скорости 14 узлов. При этом ожидается, что новые ледоколы обеспечат судоходство военных кораблей не только по СМП, но и в высоких широтах Арктики.

  Запущенный с Плесецка спутник «Меридиан-М» выведен на расчетную орбиту

Без современных ледоколов также невозможно решение многих социально-экономических задач, которые стоят перед Россией в Арктике. Это включает в себя развитие Крайнего Севера, реализацию нефтегазового потенциала арктического шельфа России, проведение геолого-разведочных работ по исследованию арктических шельфовых районов, обустройство месторождений и всей обслуживающей инфраструктуры, а также эффективную эксплуатацию и вывоз добытой продукции.

Как представляется, значение арктических акваторий для внутренних нужд России в ближайшее время будет только возрастать, что уже находит подтверждение статистикой. Так, объем грузоперевозок между российскими портами по СМП стабильно увеличивается – с 2,8 млн т. в 2013 году до 4,5 млн т. в 2015 году. Соответственно, будут расти потребности в ледокольном обеспечении деятельности в российской Арктике. По оценкам, нужды России только для обслуживания грузопотоков в Арктике оцениваются в 14 ледоколов, включая 6 атомных, 4 дизельных и 4 ледокола-снабженца для обслуживания буровых платформ. Учитывая это обстоятельство, российское руководство последовательно проводит политику по наращиванию ледокольных мощностей страны, в первую очередь, за счет строительства атомоходов. Так, помимо строящихся ледоколов упомянутого проекта 22220, появилась информация о намерении начать в конце текущего года проектирование атомохода нового поколения «Лидер», который будет иметь еще большие мощность и размеры.

Таким образом, наличие современного ледокольного флота является важнейшим условием для ведения эффективной деятельности в Арктике, выполнения оборонных, экономических, научных и иных задач. Обладая самым мощным ледокольным флотом в мире, а также богатейшим опытом в конструировании и эксплуатации атомных ледоколов, не имеющих аналогов за рубежом, Россия имеет преимущество перед другими арктическими странами в области освоения арктического региона. Вместе с тем, для поддержания лидирующих позиций в ближайшее время потребуется обновление ледокольного ресурса нашей страны, и первые шаги в этом направлении уже сделаны.