• 1 мин. чтения

Российские ученые создали аналог природной кости

Российские ученые создали аналог природной кости

Всегда приятно услышать про случаи, когда отечественная наука оказывается на высоте. Теперь у нас есть еще один повод гордиться нашими замечательными учеными. В этот раз порадовали специалисты из Томского государственного университета и Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ СО РАН). Они создали аналог природной кости из нанокерамики.

Операции по протезированию суставов или по замене костных позвонков — это сложные процедуры. Кроме того, у них есть еще одна особенность, а точнее, проблема — высокий риск отторжения импланта. Что же делать?

Отечественные ученые придумали выход. Они создали материал, который принимается организмом как родной. При его производстве использовались оксиды алюминия, циркония и их смеси, которые входят в международный реестр ISO и безопасны для организма.

Образцы были направлены в Грецию, где были тщательным образом изучены. И вот вердикт от профессора Критского университета Марии Хадзиниколайдоу:

«Нам необходимо получить объективные данные и собрать медицинскую статистику, поэтому мы повторяем свои опыты много раз. Хочу отметить, что керамика, созданная в Томском государственном университете – это совершенно уникальный случай. В мире есть много разработок в области медицинских материалов, но ни один из них не обладает теми свойствами, которые есть у нанокерамики из Томска».

Область применения нанокерамики очень широка. На данный момент проведены успешные доклинические исследования на животных. Идет подготовка к клиническим испытаниям, в случае удачного завершения которых будет получена соответствующая лицензия, а затем начнется выпуск протезов. Будем надеяться, что все получится.

Есть и еще одно важное дополнение. Как сказал заведующий кафедрой прочности и проектирования физико-технического факультета ТГУ Сергей Кульков:

«В отличие от иностранных аналогов, протезы из отечественной нанокерамики будут в разы дешевле и доступны для всех слоев населения».

Так что выход на отечественный рынок подобного материала мог бы принести очевидную пользу. Кроме того, у данного материала, судя по словам Марии Хадзиниколайдоу, есть и экспортные перспективы.

Хочется сказать и еще об одном, на мой взгляд, положительном факте. После проведения клинических исследований и получения положительных результатов производство начнет Новосибирский электровакуумный завод. По словам Сергея Кулькова, с предприятием уже установлены партнерские отношения. Такая продуманность «наперёд» и связь науки с промышленностью — это именно то, что важно для нашей экономики.

В данном материале хочется проследить и еще одну интересную тенденцию. Томский госуниверситет находится в четверке лидеров программы ТОП-15 по повышению конкурентоспособности ВУЗов, стартовавшей в середине 2013 года. Важно отметить, что эта программа нацелена на продвижение российских университетов в среде ведущих мировых научно-образовательных центров. Следует сказать, что это довольно подробная программа со своей дорожной картой и целым рядом задач, в числе которых продвижение российской системы высшего образования на ключевых рынках, рост авторитета в международной научно-образовательной среде, включая, естественно, и рост позиций в рейтингах.

Результаты у ТГУ уже есть: согласно рейтингу британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS), университет улучшил свое положение на 10 пунктов и с позиции 491–500 поднялся на 481–490. Кроме того, Томский университет вошел в топ-200 международного рейтинга по качеству образования Round University Ranking (RUR).

Впрочем, международные рейтинги важны, но ТГУ есть за что похвалить. Нанокерамика со свойствами природной кости — далеко не единственное практическое достижение ВУЗа. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на их сайт.

Что ж, учитывая все вышесказанное, нельзя не заметить позитивные тенденции, носящие комплексный, системный характер. Остается только пожелать, чтобы научно-образовательное развитие страны, связанное с реальной экономикой продолжалось, а его темпы повышались.