• 1 мин. чтения

Российские учёные разработали сверхпрочные термостойкие материалы для авиации

Российские учёные разработали сверхпрочные термостойкие материалы для авиации

Российские учёные разработали сверхпрочные термостойкие материалы для авиации. Создатели заявляют, что они не хуже тех, что используются в Boeing и Airbus Специалистам удалось снизить содержание редкоземельных металлов с 7% до 0,25-0,3%

Учёные Научно-исследовательского физико-технического института (НИФТИ) Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) разработали сверхпрочные термостойкие материалы для авиации, которые позволят заменить устаревшие медные провода большой массы и алюминиевые провода с низкой электропроводностью.

«Для создания малогабаритных авиационных биметаллических проводов нижегородские учёные разработали ультрамелкозернистые алюминиевые сплавы. Высокая прочность и термостойкость обеспечены за счёт добавления добавок циркония, скандия или гафния», — говорится в сообщении.

Один из авторов исследования, заведующий лабораторией диагностики материалов НИФТИ Алексей Нохрин, отметил, что с помощью технологии индукционного литья сотрудники института получили алюминиевые сплавы высочайшего качества. При этом удалось значительно снизить содержание редкоземельных металлов — с 7% в промышленных сплавах до 0,25-0,3% в материалах учёных. «Особенно старались минимизировать содержание скандия — одного из самых дорогостоящих металлов в мире», — приводит пресс-служба слова Нохрина.

Для придания необходимых полезных свойств сплавы подвергались дополнительной деформации и отжигу, что приводило к выделению упрочняющих наночастиц. После этого из сплава изготавливают биметаллический провод — алюминиевую жилу диаметром 0,2-0,3 мм с тонким медным покрытием.

Инженер лаборатории диагностики материалов НИФТИ ННГУ Яна Шадрина добавила, что сейчас мировые авиагиганты Boeing и Airbus в своих самолётах используют алюминиевые провода с нанесёнными многослойными покрытиями. Например, французская фирма FSPone разработала алюминиевый провод диаметром 0,13-0,16 мм с серебрённым или никелевым покрытием и медный буферный подслой. «Так наша технология позволит создавать провода, не уступающие мировым аналогам», — сказала Яна Шадрина.

Специалисты университета подробно изучили процессы деградации материалов биметаллических проводов. Они определили предельно допустимые температуры и период эксплуатации, в течение которых диффузия меди в алюминиевый провод не приводит к снижению его хрупкости. Это позволило разработать рекомендации к режимам применения этих проводов в авиации.

  Новые мосты России