Экспорт кондитерских изделий из России по итогам первого полугодия 2021 года значительно увеличился, рассказал исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. По его словам, объем поставок в натуральном выражении вырос по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года на 16,5% (до 329,6 тыс. т), в стоимостном — на 19,3% (до 709,5 млн долл. США). Экспорт также превысил уровень аналогичного периода допандемийного 2019 года.
В этом году российские компании продавали за рубеж в основном шоколадные изделия. На их долю пришлось 47,7% поставок, или 338,6 млн долл. США, в натуральном выражении — 39,9%, или 131,7 тыс. т. Поставки шоколадной продукции (в тоннах) увеличились на 21,8% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года — это самый значительный рост среди всех видов сладостей. Экспорт мучной продукции в первом полугодии 2021 года вырос на 12,8% (до 146,6 тыс. т), сахаристых кондитерских изделий (зефира, мармелада и др.) — на 14,4% (до 51,3 тыс. т).
География поставок российских сладостей представлена 94 странами, основными покупателями остаются государства ближнего зарубежья: Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, страны Средней Азии. Максимальная доля в общем объеме экспорта у Казахстана — 27%. Вячеслав Лашманкин отметил, что продажи растут в том числе за счет расширения экспорта на относительно новых для российских игроков направлениях. Среди стран, показавших прирост более чем вдвое, — Сербия и Нигерия (поставки в эти страны увеличились в 4,7 раза), Афганистан (рост в 4,2 раза), Йемен (рост более чем в 2,5 раза), Болгария (рост в 2,2 раза) и Бразилия (рост в 2,1 раза).
В «Асконд» отметили, что внутренний рынок кондитерских изделий в России оценивают примерно в 10,4 млрд долл. США — это восьмой рынок мира в денежном выражении. При этом Россия выступает пятым крупнейшим производителем кондитерской продукции.
«В отношении новых направлений экспорта важно оценивать не столько процентное увеличение объемов поставок (тут все-таки есть эффект низкой базы), сколько смотреть на расширение географии рынков. А это и страны Ближневосточного региона, и страны Европы, и государства Южной Америки, — подчеркнул Лашманкин. — Российские кондитерские изделия набирают популярность в мире, и это очень важный результат». По его мнению, такая динамика дает основания предполагать, что к концу 2022 года Россия может стать крупнейшим поставщиком шоколада и шоколадных кондитерских изделий в Китай. Росту экспорта должен способствовать запуск государственной программы продвижения российской кондитерской продукции на рынок КНР.
Как отметили в пресс-службе Минсельхоза России, среди факторов, влияющих на популярность отечественной кондитерской продукции за рубежом, — «широкий спектр товаров и готовность производителей гибко работать с ассортиментом исходя из потребностей конкретного экспортного рынка». Также высокий темп роста экспорта в текущем году связан с восстановлением потребительского спроса после снятия карантинных ограничений на ключевых рынках, в частности в Китае, добавили в министерстве.
Отечественная продукция высоко ценится в странах бывшего СССР, что позволяет наращивать поставки в эти государства, отметили в Минсельхозе. В ведомстве добавили, что российская кондитерская отрасль демонстрирует высокий уровень конкурентоспособности на внешних рынках: развитое производство внутри страны позволяет предприятиям эффективно работать с себестоимостью и формировать конкурентную ценовую политику.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам iz.ru