Щелчок. Автоматика АГЗС остановила заправку бака автомобиля метаном, мне остается только сесть в машину и продолжить свой путь. Автомобилисты уже давно познали все плюсы метана как топлива и теперь настал черед ракетчиков.
Это забавно, но ракетостроение пришло к использованию метана в качестве топлива по той же причине, что и автомобилисты- оно дешевле и доступнее всех остальных образцов.
Видов жидкостного ракетного горючего не так уж и много.
Основной из них- керосин. На нем летают Союзы, его используют современные Falcon 9 и Ангара-А5. Он экологичен, имеет высокий удельный импульс и высокую плотность. Однако, человек очень быстро растрачивает ресурсы, данные ему планетой и уже сейчас с производством керосина марки РГ-1 для ракет ‘Союз’ имеются проблемы. Старые скважины в Краснодарском крае истощились и керосин нужной марки получают путем дорогостоящей перегонки из нефти других сортов, а дальше будет только хуже.
Гептил или несимметричный диметилгидразин пока, что исполняется в таких ракетах как Протон, но это в буквальном виде топливо прошлого века- его пары смертельно ядовиты для всего живого, а каждая авария с участием таких ракет заканчивается катастрофой.
Использование Водорода перспективно, он обеспечивает самый высокий удельный импульс, однако низкая плотность делает рациональным его использование скорее на верхних ступенях ракет.
РД-0162
Из всей этой связки, метан является самым перспективным топливом. Его легко получать, не сложно хранить, а главное по мнению специалистов, лучше всего подходит для создания многоразовых двигателей.
Преимущества метана как топлива в последние годы оценили в западном ракетостроении. Один из лучших ракетных двигателей Raptor работает именно на природном газе, его же использует аналог РД-180, BE-4 от Blue Origin.
Решили не отставать от американских конструкторов и наши ракетчики, ими разрабатывается перспективный двигатель РД-0162 работающий на сжиженном газе.
Этим двигателем наша страна может по праву гордиться. Разрабатываемый в Воронежском КБХА для русских многоразовых ракет, РД-0161 прошел первый огневые испытания в 2017 году, показав тягу в 40 тонн. Следующая версия должна показать тягу уже в 80 тонн, а финальная версия должна давать тягу в 200 тонн.
В штатном варианте давление в камере сгорания должно составить 175 кгс/см. Планируется, что новый движок будет использоваться в ракетах, которые будут спроектированы в ближайшее десятилетие. Со слов главы Роскосмоса Дмитрий Рогозина, метановый двигатель может стать основой для будущей ракеты Союз-5.
Двигатель содержит двухконтурный газотурбинный тракт с двумя турбинами. Ожидается, что такой двигатель должен стать надежнее своих керосиновых предшественников.
Создание такого двигателя включено в новую программу по развитию космоса. Ожидается, что испытания будет закончены в течении пару лет.