• 1 мин. чтения

«Малошумные» двигатели по инновационной технологии от Русэлпрома

«Малошумные» двигатели по инновационной технологии от Русэлпрома

Концерн «Русэлпром» произвел «малошумные» двигатели по инновационной технологии.

Основные принципы работы электрических машин, разработанные еще в конце XIX века, используются и сегодня. Но история их усовершенствования непрерывно движется в сторону повышения энергоэффективности (увеличения КПД), снижения массы и эксплуатационных затрат. Наряду с этим, современные требования обязуют разработчиков электрооборудования решать задачи уменьшения уровня шума — одного из ключевых показателей эргономичности электродвигателя.

В настоящее время компания «Газпром Нефть» проводит масштабную модернизацию Омского НПЗ — крупнейшего НПЗ в России. Программа направлена на обновление технологических установок, повышение экологической безопасности и энергоэффективности производства. Второй этап модернизации рассчитан до 2020 года и предполагает реновацию производственных мощностей с целью повышения надежности и безопасности производственных процессов. Цель программы не только усовершенствовать процесс производства нефтепродуктов, но и создать на Омском НПЗ благоприятные условия для сотрудников, снизить показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В соответствии с этим появилась необходимость применения на предприятии взрывозащищенных электродвигателей с повышенным КПД и со сниженным уровнем шума. Федеральная программа импортозамещения требует искать решение этой задачи у отечественных производителей, но российский рынок электрических машин, в отличие от зарубежного, ранее не нуждался в подобном оборудовании. Успешным решением этой проблемы стало сотрудничество с концерном «Русэлпром», инженеры которого взяли на себя обязательства решить задачу и справились с ней в срок.

Разработка «малошумного» энергоэффективного электродвигателя потребовала комплексного подхода, так как шумы, сопровождающие работу электрической машины, имеют различную природу. Во-первых, это механические шумы. Они обычно связаны с работой подшипникового узла и зависят от типа и размера подшипника. Во-вторых, электромагнитные шумы, которые вызываются колебаниями магнитопровода статора и ротора под действием магнитного поля. И аэродинамические шумы, которые возникают в результате работы системы охлаждения и зависят от частоты вращения и диаметра вентилятора, а также формы его лопаток. Достичь поставленных целей удалось, пошагово воздействуя на каждую из причин.

  Российский экспорт вакцин превысил $1 млрд, став рекордным с 1990-х

Для снижения уровня механических шумов подшипники качения со стальным сепаратором были заменены на подшипники более высокого класса с латунным сепаратором. Этот металл тяжелее стали и значительно мягче, что позволяет эксплуатировать подшипник в условиях большей нагрузки. Также латунь обладает высокой вибростойкостью. Такой сепаратор обеспечивает идеальный контроль положения вращающихся тел качения даже при наличии неравномерных динамических нагрузок. Все эти преимущества, в комплексе, существенно повышают качество работы подшипникового узла и снижают уровень исходящего от него шума, нагрева и, как следствие, снижаются потери.

Борьба с электромагнитными шумами потребовала усовершенствования электромагнитного ядра. Электромагнитный шум имеет широкий частотный спектр и по интенсивности отрицательного воздействия на человека зачастую превосходит механический. Снижение его достигается снижением электромагнитных нагрузок, выбором рационального соотношения зубцов статора и ротора, введением скоса пазов, укорочением шага обмотки, что зачастую снижает использование активных материалов.

Особенностью данной работы было то, что все разрабатываемые машины должны были иметь скорость оси вращения 3 000 об/мин. Преобладающую роль в подобных машинах играет аэродинамический шум, и снижение именно его уровня потребовало особого внимания.

Источником шума в данном случае является вентилятор системы охлаждения, который является необходимым элементом асинхронных электродвигателей. Он располагается на валу ротора, приводится в движение валом машины и вращается вместе с ним. В результате происходит охлаждение двигателя. Вне зависимости от системы охлаждения, которая бывает сосредоточенной или распределенной, в стандартных электрических машинах, как правило, применяется центробежный вентилятор с прямыми лопатками.

«Решение пришло не сразу. Был ряд возможных вариантов, и нужно было выбрать оптимальный, — комментирует один из инженеров проекта, специалист по аэродинамике. — Но основная трудность заключалась в том, что работать пришлось в условиях дефицита времени.»

Эффективным решением задачи снижения уровня аэродинамического шума электродвигателя стала разработка нового типа вентилятора, который обеспечивает более высокие объемы подаваемого воздуха, а главное, резкое снижение уровня шума по сравнению с обычным. Также был разработан специальный кожух особой формы с внутренним звукопоглощением.

  В Центре подготовки космонавтов начались тренировки в новых скафандрах «Орлан-МКС»

В результате применения новых технологий уменьшились потери, а КПД увеличился в среднем на 0,7% от общей мощности двигателя. Это позволило концерну «Русэлпром» вплотную приблизиться к массовому выпуску машин, соответствующих стандарту энергоэффективности IE3. В настоящее время данная технология применима, если двигатель имеет только одно направление вращения. Но инженеры уже разрабатывают технологию, подходящую для применения и на реверсивных машинах.

«Принципиально задача для реверсивных машин уже решена, имеется в виду аэродинамическая и мощностная эффективность, — утверждает специалист по аэродинамике. — Сейчас идет процесс оптимизации и упрощения конструкции для получения малошумного исполнения.»

Следует отметить, что стоимость полученных машин отечественного производства существенно ниже аналогичных по характеристикам, но изготовленных зарубежными производителями.

«Конкуренты не ожидали, что мы справимся с решением поставленной задачи, но мы сделали это, — говорит руководитель проекта, — что в очередной раз доказывает наличие у нас талантливых прекрасно подготовленных конструкторов и специалистов!»

Комплекс проведенных мероприятий позволил не просто удовлетворить требования заказчика «Газпром Нефть» и произвести «малошумные» низковольтные и высоковольтные взрывозащищенные электродвигатели с повышенным уровнем КПД для модернизации Омского НПЗ, но и совершить прорыв в отечественном машиностроении, так как данная технология применима и к общепромышленным машинам. В результате командной работы конструкторов концерна «Русэлпром» получены энергоэффективные электрические машины с уровнем шума от 67 до 79 дБА в зависимости от высоты оси вращения и уровнем вибрации около 1 мм/c. Работы в данном направлении продолжаются и с освоением новой энергоэффективной серии 7А открываются возможности по дальнейшему совершенствованию выпускаемой ООО «РУСЭЛПРОМ» продукции, соответствующей самым жестким европейским стандартам качества.

«малошумные» двигатели

«малошумные» двигатели